Электричество
В качестве яркого примера научно обоснованных технологий, изменивших нашу жизнь, можно рассмотреть электричество. В 1700-х гг. Бенджамин Франклин открыл, что молния представляет собой атмосферный электрический разряд, и продемонстрировал защитный принцип действия громоотвода.
Однако основные научные открытия в области электричества были сделаны позже, когда Майкл Фарадей и Джеймс
Клерк Максвелл установили, что электричество — это поток электронов, материя, и что ее можно понимать в более широком контексте электромагнетизма. Это заложило основу для изобретения динамо-машины, производства электроэнергии для промышленности, домашнего хозяйства и телекоммуникаций: телеграфа, телефона, радио и телевидения.
Изобретение электричества резко увеличило размеры и количество заводов.
До этого большинство из них работали на энергии воды, что означало обязательное расположение в непосредственной близости от рек и ручьев, часто в узких речных долинах, где было мало места. С началом использования электроэнергии оказалось, что фабрику можно построить где угодно и при этом любого размера, с хорошим освещением, позволяющим работать круглосуточно. Это нововведение расширило массовое производство, а вместе с ним способствовало росту общества потребления.
Питая метро, трамваи и пригородные поезда, позволяя рабочим перемещаться на большие расстояния, городам разрастаться, создавая возможность для жизни в пригороде, электричество изменило нашу повседневную жизнь. Домашнее освещение продлило время для чтения, шитья и других занятий. В самых различных формах расцвела индустрия развлечений: от «электрифицированных» световых шоу на Всемирной выставке в Сент-Луисе 1904 г. до кино и радио.
Электрические «экономящие труд» устройства внесли больший вклад в создание порядка и чистоты в доме, чем избавили женщин от чрезмерного труда. Электричество питает энергией холодильники, тостеры, водонагреватели, стиральные машины и утюги.
Главным образом применение электричества коснулось области информации. Благодаря электричеству появилась кинокамера, что способствовало развитию кино. Первый публичный показ кинофильма прошел в Париже в 1895 г. с использованием устройства, вдохновленного электрическим кинетоскопом Томаса Эдисона. В фильме были показаны заводские рабочие, расходящиеся после смены.
Коммерческая киноиндустрия развилась в Европе и Америке очень быстро. Сегодня кино во многом превратилось для нас в разновидность отдыха.
Однако в начале XX в. многие фильмы были документальными. Демонстрируемая в кинотеатрах кинохроника стала не только основным источником информации о мировых и национальных событиях, но и источником пропаганды и дезинформации. В качестве примеров можно привести снятый Ж. Мельесом в 1899 г. фильм — реконструкцию дела Дрейфуса (политического скандала, в котором офицер французской армии, еврей по национальности, был обвинен в шпионаже на волне сильных антисемитских настроений в обществе) или фальшивые кадры фильма об атаке на Сан-Хуан-Хилл в 1898 г. во время испано-американской войны.
Необходимость в передаче и обмене информацией привела к развитию радио и телевидения.
В 1880‑х гг. Г. Герц продемонстрировал, что радиоволны представляют собой электромагнитное излучение, как это предсказывала теория Максвелла.
В 1890-х гг. индийский физик Д. Бос провёл эксперимент, в котором он звонил в колокольчик на расстоянии, используя микроволновое излучение. Стало понятно, что электромагнитное излучение может распространяться без проводов. Эти научные открытия заложили основы современных телекоммуникаций, и в 1899 г. Гульельмо Маркони отправил первые беспроводные сигналы через Ла-Манш.
Технофидеисты — люди, верящие в технологии и утверждающие главенство этой веры над разумом, — провозгласили, что радио приведет к миру во всем мире, потому что оно позволит людям общаться, как бы далеко друг от друга они ни находились. Однако путь от сигналов Маркони и А.С. Попова к радио, каким мы его знаем сегодня, был относительно долгим: первые программы радиовещания появились только в 1920-х гг. И радио ничего не сделало для предотвращения Первой мировой войны.
В начале XX в. спрос на радио был крайне незначителен, если не считать военных и отдельных немногочисленных энтузиастов. Чтобы убедить людей приобрести радиоприемники, вещателям необходимо было создавать передачи и наполнять эфир. Для этого требовались спонсоры, что, в свою очередь, способствовало росту рекламы, массового маркетинга и культуры потребления.
В итоге в период с 1920-х по 1940-е гг. радио превратилось в неотъемлемую часть американских домов,
программы успешно конкурировали с газетами, часто заменяя их в качестве основного источника информации. Радио не принесло нам мира во всем мире, но принесло в наши дома новости, музыку, радиоспектакли и президентские речи.
У телевидения — аналогичная история. Чтобы внедрить его в обиход, потребовался соответствующий контент. Коммерческие спонсоры выпустили множество телепрограмм. В эфире появились трансляции футбольных матчей, выпуски новостей, сформировался оригинальный контент. Вопреки (а может быть, благодаря) крайне посредственному качеству большей части этих программ телевидение приобрело немыслимую популярность. С одной точки зрения, телевидение — это электромагнитные волны, затрагивающие область материи и энергии. С другой — передача информации.
Вторая мировая война вновь разорвала мир на части, но научные технологии стали интегрирующей силой. Историки почти единодушны в том, что исследования операций, взлом кодов, радар, гидролокатор и радиовзрыватель сыграли большую роль в победе союзников, чем атомная бомба.
Однако именно бомба привлекла к себе все внимание. Военный министр США Генри Стимсон продвигал идею о том, что атомная бомба поставила Японию на колени и это позволило США избежать дорогостоящего вторжения на сушу и спасти жизни миллионов американских солдат.
Теперь мы знаем, что эта идея была послевоенным изобретением, призванным предотвратить критику использования бомбы, в результате взрыва которой погибло свыше 200 тыс. мирных жителей.
Такой способ выбрали США, чтобы заявить: наступил атомный век. Не за горами были бы атомные самолеты, поезда, корабли и даже атомные автомобили.
В 1958 г. компания Ford спроектировала ходовую часть новой модели Nucleon, которая должна была приводиться в движение энергией микрореактора. Излишне говорить, что этот проект так и не был завершен, хотя модель можно увидеть в Музее Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган.
В соответствии с планом президента Эйзенхауэра «Атом ради мира» (Atoms for Peace) США должны были развивать гражданскую ядерную энергетику как для собственного использования, так и в рамках помощи развивающимся странам по всему миру. А все американские дома стали бы работать на бесплатной ядерной энергии.
Все эти обещания так и не были выполнены. ВМС США построили флот атомных подводных лодок и перевели свои авианосцы (но не остальной надводный флот) на ядерную энергию, а правительство сконструировало демонстрационную модель атомного грузового корабля.
Но даже небольшие реакторы оказались слишком дорогостоящими или слишком опасными практически для любых гражданских целей.
В 1950–1960-е гг. при поддержке правительства США электроэнергетические компании начали осваивать и развивать атомную энергетику. К 1979 г. по всей стране работало около 72 реакторов, в основном на Востоке и Западе.
Однако вследствие постоянных капитальных и строительных затрат и роста общественного сопротивления спрос на новые реакторы постоянно снижался даже до печально известной аварии на АЭС «Три-Майл-Айленд» в том же 1979 г. В течение пяти лет после аварии строительство более 50 запланированных ранее реакторов было отменено, а остальные потребовали дорогостоящей модернизации.
Страх перед атомными технологиями усилился и после чернобыльской катастрофы 1986 г. На сегодня около 20% энергии, вырабатываемой в США, приходится на долю АЭС. Хотя это и довольно значительный показатель, вряд ли он соответствует оптимистическим предсказаниям 1950-х гг. о ядерных двигателях.