Эскалатор

Никто точно не знает, когда в жизни человечества впервые появились лестницы. Случилось этот явно в…


Никто точно не знает, когда в жизни человечества впервые появились лестницы. Случилось этот явно в незапамятные времена. Но можно предположить, что еще в древности, взбираясь по бесчисленным ступеням на вершины индейских пирамид или вавилонских зиккуратов, стирая пот со лба и тяжело дыша, человек разумный предавался сладкой мечте.

Как бы сделать так, чтобы лестница двигалась сама? Ждать воплощения этой мечты пришлось долгие столетия.

ЛЕСТНИЦА-ЧУДЕСНИЦА

Первый патент на подъемную машину, во многом напоминавшую современный эскалатор, был выдан жителю американского штата Массачусетс в 1859 году.

Электромоторов тогда еще не было, так что, по мысли изобретателя, ступени должна была приводить в движение паровая машина. Но, как выяснилось, идея опередила свое время.

К 50-м годам 19-го столетия уже появились безопасные лифты, созданные Эпишей Грейвзом Отисом, и для тогдашних малоэтажных домов, как считалось, этого было достаточно.

Ведь главное преимущество эскалатора перед лифтом заключается в том, что движущаяся лестница может поднимать одновременно много людей. Но особой потребности в подъемных устройствах большой вместимости американские и европейские города тогда еще не испытывали. К тому же паровые машины были громоздки и дороги, и кому могла прийти в голову мысль подсоединять такой двигатель к какой-то там ползущей лестнице!

Однако к концу 19-го века все изменилось. Старинную идею своего соотечественника из Массачусетса подхватил Джесси Рено. В 1892 году ему выдали патент на «наклонный лифт», а в 1895 году в нью-йоркском районе Кони-Айленд по проекту Рено построили транспортер для перевозки пассажиров. Вступив на его ленту, люди поднимались вверх под углом 25 градусов.

Двумя годами позже свой вариант движущейся лестницы раз работал еще один американец — Чарльз Сибергер. Свое детище он назвал словом «эскалатор», сложив вместе латинское слово «scala» (ступени) и английское «elevator». Производство машин конструкции Сибергера на ладили в 1899 году на заводе компании «Отис Элевэйтор», основателем которой был, как нетрудно догадаться, знаменитый изобретатель безопасного лифта.

В 1900 году эскалатор представили европейской публике, и «волшебная лестница» произвела настоящий фурор на Всемирной выставке в Париже.

Интересно, что поначалу слово «Эскалатор» считалось торговой маркой фирмы «Отис» и писалось с заглавной буквы. Однако со временем этим словом стали обозначать движущиеся лестницы всех конструкций и производителей.

Руководство компании «Отис», конечно же, не испытывало по этому поводу ни малейшей радости (только представьте себе, чтобы было бы, если бы некий малоизвестный автопроизводитель выпустил бы машину, которую все бы называли «Мерседес».

Однако в 1950 году американское патентное бюро вынесло решение: слово «эскалатор» является общим обозначением определенного типа подъемников и перестало быть торговой маркой, принадлежащей одной фирме.

Но самое забавное заключается в том, что первые наклонные подъемники, получившие название «эскалатор», имели одно важное отличие от сегодняшних эскалаторов. У движущихся лестниц конструкции Рено и Сибергера не было… ступеней. Пассажиры вставали на наклонную движущуюся ленту.

Эскалатор со ступеньками, постоянно находящимися в горизонтальном положении, придумал инженер «Отиса» Дэвид Линдквист в 1920 году. Вот тогда-то и появился настоящий эскалатор, а те машины, что было до него, мы сегодня называем «травелаторами».

Эскалатор — совсем несложное устройство. Его родня — обычный заводской конвейер. Две закольцованные цепи протянуты между двумя парами зубчатых колес. Одну пару зубчатых колес — ведущую — вращает электрический двигатель.

К цепям вместо конвейерной ленты прикреплены ступени. Каждая ступенька — это своего рода вагончик. Во время движения ступень не висит на цепях, а едет по специальным рельсам (или направляющим) — их по два с каждой стороны. Колесики, находящиеся ближе к верхней части ступени, называются основными бегунками. Те, что расположены ниже — вспомогательными бегунками.

А зачем ступеньке 4 бегунка? Ведь если все ступени по сути сцеплены друг с другом, хватило бы и двух, разве не так? Так. да не совсем. Каждая ступенька должна не просто ехать, но и еще постоянно находиться в горизонтальном положении. Такое возможно только с опорой на четыре бегунка, каждый из которых едет по своей отдельной направляющей.

Пока мы едем на эскалаторе, ступенька, которая у нас под ногами, катится по рабочим ветвям направляющих, а ступенька с ее ребристой поверхностью исчезает под «гребенкой» приемной площадки. Что происходит там, внизу? Да примерно то же что и наверху: прокатившись по огибающим направляющим, то есть обогнув пару зубчатых колес, бегунки ступеней встают на направляющие нерабочей ветви, и ступень отправляется в обратный путь. Для того, чтобы минуту-другую спустя обогнуть вторую лару зубчатых колес и показаться из-под «гребенки» с противоположного конца эскалатора.

А еще у эскалатора есть поручень. Механизм его движения устроен так, что он должен двигаться с той же скоростью, что и ступени Но точно не получается. Каждый, кто ездил на эскалаторах в метро, по собственному опыту знает, что резиновые перила немного отстают или убегают, и за время поездки их приходится несколько раз перехватывать.

САМЫЕ-САМЫЕ

Хотя родина эскалатора — Америка, самые грандиозные представители этого семейства машин «обитают» на другом конце света — в особом административном районе Китая Сянган (Гонконг). Расположенный на побережье деловой центр Гонконга связывает с престижным жилым районом Мид-Левел (он находится на склоне горы) крытая движущаяся лестница длиной целых 800 мeтров!

Можно ли сказать, что это и есть самый большой в мире эскалатор? Пожалуй, все-таки нет. Дело в том, что подъем «Центр — Мид-Левел» — это не одна машина, а целая система, состоящая из нескольких эскалаторов и движущихся тротуаров. Интересно, что работает она только в одну сторону — или на спуск, или на подъем. Направление движения зависит от времени. Утром многие жители Мид-Левел спускаются в центр на работу, а вечером едут вверх домой Дорога занимает примерно 20 минут, и чтобы оказаться на месте побыстрее, многие пассажиры эскалаторной системы не стоят на месте, а идут.

Так где же все-таки находится самый длинный в мире эскалатор? А там же, в Гонконге. Парк развлечений «Оушен Парк» оборудован эскалатором длиной 224 метра! Причем эта машина работает под открытым небом!

Отдав абсолютный рекорд Гонконгу, американцы все-таки лидируют в Западном полушарии. Эскалатор, установленный на станции «Уитон» вашингтонского метрополитена, имеет длину 155 метров.

Огромные эскалаторы давно и успешно строят и в нашей стране — ведь метрополитены Москвы и Петербурга имеют станции очень глубокого залегания Рекорд России принадлежит одному из самых больших в мире эскалаторов, установленному на станции «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии московского метро. Длина гиганта — 126 метров.

РОДСТВЕННИКИ ЭСКАЛАТОРА

Кроме привычных нам эскалаторов, которые поднимают нас по прямой линии с наклоном примерно 30 градусов, существуют и другие родственные им машины. Вот мы говорим, что эскалатор — это движущаяся лестница. Но ведь лестницы бывают разные. Например, изогнутые или винтовые.

Но бывают ли винтовые эскалаторы? Да! Первая, не слишком удачная попытка создать такую машину была предпринята Джесси Рено еще в 1906 году. Винтовой эскалатор хотели поставить на станции лондонского метро «Холлоуэй Роуд». Конструкция работала плохо, и ее почти сразу разобрали. И это немудрено. Ведь если обычный эскалатор — это просто замкнутая в кольцо и посаженная на шестеренки цепь со ступеньками, то у винтового эскалатора конструкция должна быть значительно сложнее.

Как бы то ни было, уже более 20 лет вполне работоспособные эскалаторы искривленной и винтовой формы выпускает японская корпорация «Мицубиси». «Кривые» эскалаторы установлены в крупных торговых и развлекательных центрах США, Японии, Сингапура и Гонконга.

Другой родственник эскалатора — уже упоминавшийся травелатор. Травелатор — это наклонный пассажирский подъемник, в котором вместо горизонтальных ступенек используется непрерывная лента. Зачем это нужно, ведь со ступеньками так удобно? Не всегда. На ступеньках удобно стоять, но расположить на ступеньках четырехколесную тележку с продуктами или багажом уже довольно сложно. Именно поэтому в торговых центрах и аэропортах эскалаторы заменяют травелаторами.

Недостаток у травелатора один — он занимает больше места. Почему? Потому что травелатор должен быть очень пологим. Располагать его под таким же углом, как и эскалатор (около 30 градусов), нельзя. В противном случае пассажирам будет очень трудно удержаться на не имеющей ступенек наклонной ленте травелатора, тем более с нагруженной тележкой.

В аэропортах, на вокзалах и на крытых пешеходных мостах часто устанавливаются движущиеся тротуары. Их задача — не поднять пассажиров с этажа на этаж или из метро на улицу, а помочь им побыстрее преодолеть расстояние в больших помещениях. Лента движущегося тpoтyapa не имеет или почти не имеет наклона.

Такая движущаяся дорожка смонтирована на крытом мосту «Багратион» в Москве. На станции метро Монпарнасе Париже запустили экспериментальный скоростной бегущий тротуар. Его лента несет пассажиров со скоростью 9 километров в час (вообще-то машина рассчитана на 12 км/ч, но эта скорость оказалась слишком опасной).

Прокатиться на тротуаре пустят не каждого.

У входа на ленту пассажиров поджидает специально обученный персонал. Сотрудники станции — отсеивают тех, у кого обе руки заняты багажом (ведь нужно еще и за поручень держаться), и тех, кто по каким-то причинам не может твердо стоять на ногах. К их услугам обычная дорожка, идущая паралельно скоростному тротуару.

Еще одно интересное устройство называется «вермапорт». Это такой специальный эскалатор для продуктовых тележек. В некоторых крупных супермаркетах Европы и США вермапорты установлены параллельно с эскалаторами, перемещающими покупателей с этажа на этаж. Посетитель магазина ставит на вермапорт свою коляску (она жестко закрепляется на ленте с помощью специального механизма), а сам отправляется вниз или вверх на эскалаторе со ступеньками.

Рядом на вермапорте едет тележка. Скорости эскалатора и вермапорта неодинаковы. Последний едет чуть медленнее — ведь покупатель должен еще успеть спуститься или подняться и подойти к воротам вермапорта. чтобы принять свой груз.

СТОЙТЕ СПРАВА, ИЛИ… ПРОСТО СТОЙТЕ

Ну и в заключение приведем еще несколько занятных фактов. Знаешь ли ты, сколько пассажиров может перевезти эскалатор за единицу времени?

Ответ не так прост. Например, эскалаторы, работающие в метро, движутся со скоростью 750 сантиметров в секунду. При такой скорости машина, если на каждую ее ступеньку поставить по два человека, сможет перевезти 13500 человек за час.

Но на практике так равномерно заполнить эскалатор почти невозможно — только ценой страшной давки у входа. На самом деле даже на пике пассажирского потока эскалатор в метро перевозит не больше 6-7 тысяч человек в час.

Дежурный у эскалатора в метро иногда обращается к пассажирам, призывая их стоять справа и, по возможности, проходить слева. Но так обстоит дело не во всех странах. Если в метро Лондона, Вашингтона и Гонконга на эскалаторах стоят, как и у нас, справа, то в Сингапуре и Австралии справа, наоборот, идут.

А в метро города Монреаль в Канаде ходить по эскалатору запрещено.


Об авторе: admin

Ваш комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно ли заработать на блоге?

Можно ли заработать на блоге?

Когда-то давно у родителей существовала острая проблема отучить детей от Интернета. Сейчас она как-то...

Настил кровли крыши

Настил кровли крыши

После того, как построена стропильная система – основная и опорная часть крыши – можно приступать к...

Как сделать плетеный забор

Как сделать плетеный забор

Плетень является древним методом огораживания собственной земли. Сплести плетень совершенно не тяжело....

Напишите мне



    Adblock
    detector